К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных
операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя
сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для
выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные
связи, которые даны в восприятии.
Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя
существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза
приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен
синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом
частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к
анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в
широте синтеза.
Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от
остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая
формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных
чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных
свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при
сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться
путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается
обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается
через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами
единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо
сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой
интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью.
Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает
или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением.
Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения
оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя] из
посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ,
синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и
представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как
работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием,
индуктивное – умозаключением.
Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное
мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не
может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но
также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два
уровня мышления взаимосвязаны.
Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление
почти не требуется. Это, в частности элементарные практические задачи.
Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами,
обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными,
когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот:
люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут
оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для
объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью
мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной
ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить
первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит
немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до
совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое
на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости
предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций,
которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи,
протекающей не непосредственно в самом ходе действия.
Мышление как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством
которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования,
соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Личностный аспект
мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т.е. его
отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и
формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные
способности).
Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен
операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой
состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция,
Умственное действие и т.д. или система таких операций не содержит в себе всех
условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего
в данное бремя) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы
человек раскрывает необходимые условия
образования и функционирования соответствующих
умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс
мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Мышление как
процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т.е.
изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным, и
поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто
образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не
только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в
этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде
|