Упражнение 1 «Драка»
Упражнение направлено на расслабление мышц нижней части лица
и кистей рук, обучение навыку снимать чувство тревоги и страха.
Взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты с кем-то поссорился
и сейчас начнется драка. Глубоко вдохни, изо всех сил стисни зубы, как можно
сильнее сожми кулаки, ненадолго задержи дыхание... А теперь подумай: а может,
не стоит драться? Ура! Неприятности позади! Выдохни и расслабься, потряси
кистями рук. Почувствовал, как стало легко?» Это упражнение полезно проводить и
с агрессивными детьми.
Упражнение 2 «Покатай куклу»
Упражнение направлено на снятие зажимов в мышцах рук,
повышение уверенности в себе.
Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и
говорят, что кукла боится кататься на качелях. Задача ребенка — научить ее
быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает
рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений и меняя их направление.
Взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой. Если нет, можно рассказать
ей, что она должна сделать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно
повторить еще раз.
Упражнение 3 «Добрый - злой, веселый - грустный»
Упражнение направлено на расслабление мышц лица.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев
любимых сказок и ответить на вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто
самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь
героев — удивленных, испуганных?» и т. д. Всех названных персонажей ребенок
рисует на листах бумаги. После этого взрослый говорит: «Сейчас я попробую
показать тебе, как выглядит один из героев. А ты отгадай, кто это». Взрослый
делает веселое (грустное, злое и т. д.) выражение лица, а ребенок отгадывает,
кому из нарисованных персонажей это соответствует. Затем взрослый и ребенок
меняются ролями. В эту игру особенно полезно играть тревожным детям с их
тревожными родителями.
Далее поговорим о гиперактивности ребенка.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как
правило, испытывают много трудностей. Одни пытаются жесткими мерами бороться с
«непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия,
увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят
жесткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком,
опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют
ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах
непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить
себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь,
негативно влияет на чувствительного ребенка).
Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную
оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком.
С гиперактивным ребенком родителям необходимо общаться
мягко и спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно
избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально
приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и
восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к настроению взрослого.
Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных
действий.
Соблюдение дома четкого распорядка дня — еще одно из
важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и
прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же
привычное для ребенка время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок
должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность
сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае
родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на
компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному
возбуждению. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во
время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком
наедине, узнать о его проблемах. А как влияет свежий воздух и размеренный шаг
на спокойствие ребенка знают все родители.
|