Упражнение 1 «Эмоциональный словарь»
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы.
Перед ребенком раскладывают набор карточек, на которых
изображены мимические проявления различных эмоций. Взрослый спрашивает: какое
чувство здесь нарисовано? После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он
сам был в таком состоянии, как он при этом себя чувствовал, хотел бы он снова
это ощутить. «А может ли это выражение лица отражать другое чувство? А какие
еще из нарисованных здесь чувств ты испытываешь?» Все приведенные детьми
примеры из жизни взрослый записывает на листе бумаги; ребенку предлагают самому
нарисовать картинку, соответствующую данной эмоции. Через 2—3 недели игру можно
повторить, сравнивая при этом прежние состояния ребенка с теми, которые
возникали недавно. Можно спросить ребенка: «Каких состояний у тебя было больше
за прошедшие 2—3 недели — хороших или плохих? А что ты можешь сделать, чтобы
испытывать как можно больше приятных чувств?»
Упражнение 2 «Цветик-семицветик»
Упражнение направлено на развитие умения оценить свое
состояние, проанализировать поведение.
Взрослый заранее, лучше вместе с ребенком, вырезает из
картона семь лепестков цветка. На каждом из лепестков рисуют фигурки людей —
детей и взрослых — в различных ситуациях. Ребенок смотрит на лепесток и
рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает
эмоции, которые при этом испытывал. Такие занятия следует проводить
многократно, время от времени обсуждая с ребенком, изменились ли его взгляды
на окружающих и на себя. Например, если ребенок вначале говорил, что он
счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2—3 месяца заявил, что чаще всего он
счастлив, когда другие дети принимают его в игру, можно об этом поговорить и
спросить, почему его представления изменились.
Упражнение 3 «В тридевятом царстве»
Упражнение направлено на развитие эмпатии, установление
взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рисуют на
большом листе бумаги комикс, где изображены герои и запомнившиеся события.
Затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке то место, где бы он хотел
оказаться. Ребенок, рисуя, играет роль главного героя сказки, описывает «свои»
похождения. Взрослый задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки,
если бы он спросил тебя... А что бы ты сделал на месте героя? А что бы ты
ощутил, если бы герой сказки появился здесь?»
Упражнение 4 «Эмоции героев»
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения оценить
ситуацию и поведение окружающих.
Ребенок получает карточки с изображениями различных
эмоциональных состояний — с помощью мимики или символов. (Карточки лучше
рисовать вместе с ребенком, обсуждая, какие чувства на них изображены.)
Взрослый читает сказку, а ребенок в процессе чтения откладывает несколько
карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в
различных ситуациях. По окончании чтения ребенок объясняет, в какой ситуации и
почему герой был весел, грустен, подавлен и т.д. сказка не должна быть слишком
длинной, с учетом возраста, уровня интеллекта, объема внимания и памяти
ребенка.
Кризис
семи лет.
Как уже было отмечено выше, основными проблемами кризиса
семи лет являются тревожность и гиперактивность.
Что же является причиной тревожности у детей семилетнего
возраста? Прежде всего, это сами родители, которые зачастую предъявляют к ним настолько
завышенные требования, что они совершенно невыполнимые для ребенка. Родители
забывают, что их ребенку только семь лет. Что в этом возрасте не все
вундеркинды, да и далеко не всем дано стать гениями и, даже, просто
талантливыми людьми. Родители напрочь отметают мысль о том, что их ребенок
самый обычный, «средний».
Иногда причиной тревожности ребенка становится
неудовлетворенность собственным положением родителей, их желанием воплотить в
ребенке свои нереализованные мечты. Завышенные требования родителей могут быть
связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или
материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке
«неудачника», заставляют его работать сверх меры.
Вот и получается, что те требования взрослых, которые
ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает
испытывать страх несоответствия ожиданиям, чувствовать себя неудачником. Со
временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных
ситуациях. Вот и формируется человек, который старается действовать так, чтобы
ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Есть и другая, совершенно противоположная причина
возникновения тревожности у детей. Дело в том, что некоторые родители, стремясь
уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и
безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед
опасностями мира. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его
творческих способностей, общению со взрослыми и сверстниками.
Кроме названных выше причин возможного возникновения
тревожности у детей, есть и еще одна, с которой родители ну ни как не
соглашаются. Как правило, родители тревожных детей сами обладают высоким
уровнем тревожности, в связи с чем страдают низкой самооценкой и мышечными
зажимами, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д.
Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться
самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике следующих
способов изменения самооценки.
Прежде всего, нужно позитивнее относиться к жизни, используя внутренний диалог,
состоящий только из позитивных утверждений. Так, если появились негативные мысли, следует
тут же переключаться на приятные, позитивные.
Очень важно относится к себе с уважением. Для чего составить
список своих достоинств, убеждая себя в том, что вы ими действительно
обладаете.
А если при этом родители попытаются еще и избавиться от
того, что им не нравится в самих себе, то будет просто замечательно. Редко кто
из родителей ставит перед собой вопрос: стоит ли что-то изменить в себе? Еще
реже, при позитивном ответе, начинает что то делать. А еще реже, начинает
изменения в себе, не откладывая.
Так как часть родителей страдает чувством неуверенности, а
дети это прекрасно чувствуют, то может быть стоит начать принимать
самостоятельные решения? Есть расхожая фраза: «не ошибается только тот, кто
ничего не делает». Чаще всего чувство неуверенности возникает из - за боязни
совершения ошибки. Но ведь все знают, что не существует правильных и
неправильных решений. Да и любое принятое решение родитель всегда может оправдать и
обосновать. Нужно не бояться рисковать, доля риска сначала может быть и
невелика. Она уменьшается с умением человека принимать на себя ответственность
за принятое решение.
И еще два совета. Первый: постарайтесь окружить себя тем,
что оказывает на вас положительное влияние. Например, приобретайте любимые
книги, магнитофонные записи, или, полюбите свои «слабости».
Второй: поскольку у тревожных детей часто повышена
потребность кого-то любить и ласкать, хорошо иметь дома животных: кошку,
собаку, хомячка или попугайчика. Сотрудничество между родителями и ребенком при
совместном уходе за любимым питомцем поможет им выстроить партнерские отношения
и значительно занизить проявление тревожности у ребенка. Это то, что касается
тревожности.
|