КОУЧИНГ
Коучинг возник много лет назад, но широкое признание и применение в бизнес-среде обрел только недавно. Основоположником коучинга является Тимати Голви, автор концепции внутренней игры, лежащей в основе тренинга. Впервые концепция коучинга изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Коучинг (англ. сoach — тренировать, учить, направлять, подсказывать, снабжать фактами) – это управленческое поведение, альтернативное командно контролирующему. Коучинг — это осторожная попытка позволить осознать существующий дисбаланс и помочь «подопечному» найти выход, от которого выиграют и «дело», и «потеха». Зачастую для этого необходимо включиться в создание видения будущего или идеала, к которому следует стремиться и который можно было бы противопоставить борьбе за выживание, предупреждая возникновение проблем. Коучинг призывает к фундаментальным изменениям стиля и культуры управления. Сущность коучинга является раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Менеджер, который проводит консультирование, называется коучом. Умелый коуч может развить идеи, подсказать решения и поддержать их воплощение таким способом, который не ведом никому в компании. Этот метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. Результативность коучинга определяет взаимоотношение коуча и его подопечного, а также используемые ими средства и манера общения. Постигаемые работниками аспекты исходят от него самого, а не от коуча, который только подталкивает его. Для успешного использования коучинга необходимо взглянуть на скрытые способности каждого человека более оптимистично. Менеджер должен думать о потенциале сотрудника, а не о его показателях. Залогом проявления потенциала сотрудника является уверенность в себе, которую можно укрепить фиксированием достижений и успехов, что побуждает сотрудника на активные действия и принятие решений. Благодаря хорошему коучингу, исполнитель обретает значительно больше знаний, чем есть у самого коуча. То есть, коучинг — это воздействие, основной и постоянной целью которого является формирование уверенности в себе независимо от содержания конкретного задания. Если менеджеры помнят этот принцип и придерживаются его постоянно и искренне, то прогресс во взамоотношениях и в достижении эффективности исполнения и развитие навыков посредством обучения и иструктирования бывает поразительным. Коучинг также можно применять по отношению к самому себе и такой коучинг называется самокоучинг. Кроме того, самокоучинг является надежным способом отработки и развития навыков коучинга, которые затем уверенно можно применять по отношению к другим. Ключевые элементы коучинга осознание и ответственность, несомненно, два решающих качества для достижения эффективности исполнения в любой деятельности.: Осознание, которое подразумевает обладание знаниями о чем-либо посредством внимательного наблюдения или истолкования того, что человек видит, слышит, чувствует и т.п. Осознание — это способность выбирать и четко воспринимать определенные сведения и информацию, определяя их важность. Осознание включает в себя осмысление систем, динамики, взаимосвязи фактов, сведений, людей и, безусловно, психологии. Осознание включает в себя и самоосознание: в частности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Ответственность - еще одна ключевая концепция и цель коучинга. Ответственность также важна для высокоэффективного исполнения. Когда мы искренне и сознательно принимаем ответственность за свои помыслы и поступки, наша преданность им повышается, а вместе с ней и эффективность исполнения. Преимущества коучинга: ¾ повышение качества исполнения; ¾ развитие персонала; ¾ улучшение обучения; ¾ улучшение взаимоотношений; ¾ улучшение качества жизни людей; ¾ больше свободного времени; ¾ большая креативность; ¾ более эффективное использование людей навыков и ресурсов; ¾ быстрая и более эффективная реакция на критическую ситуацию; ¾ творческая гибкость и адаптация к изменениям; ¾ более мотивированный персонал; ¾ изменение культуры; ¾ жизненный навык. Коучинг гораздо больше, чем только инструмент, которым менеджеры могут воспользоваться в разных ситуациях, таких, например, как планирование, делегирование полномочий или решение проблем. Это другой взгляд на человека, более оптимистичный, нежели привычный нам. Он заставляет подругому относиться к людям, отказываясь от ограниченных представлений о них и о себе тоже, забывая былые привычки и освобождаясь от устаревшего образа мышления. Для овладения коучингом, как и любым другим новым навыком, отношением, стилем или убеждением, требуются целеустремленность, практика и время, прежде чем он начнет проходить естественно и давать оптимальные результаты. Коучинг — один из самых приемлемых для бизнеса методов человеческого развития, это приятный способ ведения успешного бизнеса.
|