Психология
Понедельник, 29.04.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 30 » ЧЕГО БОЯТСЯ ЛЮДИ?
15:31
ЧЕГО БОЯТСЯ ЛЮДИ?

Страхов существует столько, что разобраться в них, так сказать, «разложить по полочкам» непро­сто. Существует много способов классифицировать их по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, — это так называемая классификация по фабуле страха. Известный психи­атр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляемую в различных фор­мах. Пожалуй, широкой публике из этого ряда наиболее известна клаустрофобия — боязнь замкну­того пространства. Она нередко возникает у шахтеров после обва­лов, у подводников после аварий и может возникнуть даже в обыден­ной жизни (например, если чело­век надолго окажется запертым в кабине застрявшего лифта). Одна­ко бывает и противоположное яв­ление — некоторые люди пани- чески боятся открытых про­странств. В тяжелой форме такое заболевание — агорафобия — мо­жет приводить к тому, что человек будет целый день сидеть дома и предпочтет голодать, нежели пе­рейдет широкую площадь, чтобы купить себе еды. К этой же группе относят страх глубины и страх вы­соты. С последним страхом связа­на загадочная смерть самого зна­менитого террориста первой поло­вины XX века Бориса Савинкова. Как известно, он был обманом за­хвачен чекистами и посажен в тюрьму, но содержался в весьма мягких условиях, так как оказывал НКВД ценные услуги. Ему разре­шали встречи с женой и даже вы­пускали на волю (конечно, под бдительным присмотром чекис­тов). Вот как рассказывает о его смерти публицист В. Шенталинский: «О том, что произошло дальше, мы узнаем со слов Сперанского, который был рядом с Савинковым весь этот день. Кое-что много лет спустя рассказала писателю Ардаматскому и Любовь Ефимовна (его секретарь и любовница). Утром она навестила Бориса Викторовича, весело обсуждала с ним фасон нового платья и оче­редной шляпки. А после того как она ушла, чекисты, видимо, чтобы подсластить горькую пилюлю, ре­шили выполнить давнюю просьбу Савинкова — свозить его за город, подышать весной. В сопровожде­нии тройки опекунов — Пузитского, Сперанского и Сыроежкина — он отправился на легковой машине на прогулку в Царицыно. Там, на одной из многочислен­ных конспиративных дач ОГПУ, Савинков якобы выпил коньяку и пошел размяться в парк. Переходя через высокий горбатый мостик, прыгнувший над бурлящим ру­чьем, он вдруг схватил за руку шедшего рядом Сперанского: — Уведите меня отсюда! Ско­рее!.. Потом, очень смущенный, он объяснил удивленным чекистам, что у него «боязнь пространства» и что на высоте у него всегда кру­жится голова и подкашиваются ноги. Такой болезнью Савинков дей­ствительно страдал, это подтверж­дают его родственники: Борис Вик­торович не боялся ничего, кроме высоты. Высота вызывала у него головокружение. Поздним вечером чекисты при­везли Савинкова «домой». Они прошли в кабинет Пилляра на пя­том этаже и там ждали конвоя, ко­торый бы увел заключенного в ка­меру. Пузитский звонил по телефо­ну, Сперанский и Сыроежкин си­дели — один на диване, другой в кресле, — а Савинков расхаживал по комнате. Собиралась гроза, бы­ло душно, и окно комнаты, выхо­дящее во двор, держали распахну­тым. Видимо, когда-то это была балконная дверь — подоконник отходил от пола сантиметров на двадцать. Дальнейшее произошло мгно­венно. Савинков, подойдя к окну, посмотрел вниз и вдруг, покачнув­шись и словно переломившись по­полам, исчез... Никто из чекистов даже не успел шелохнуться. «Я приехал на Лубянку через час после случившегося, — рас­сказывал помощник прокурора республики Р. В. Катанян. — Не­сколько работников ОГПУ во главе с Дзержинским писали сооб­щение о смерти Савинкова для газет. Феликс Эдмундович подо­шел ко мне. Он сказал: «Савинков остался верен себе — прожил мут­ную, скандальную жизнь и так же мутно и скандально ее окончил». — Это неправда! Этого не мо­жет быть! Вы убили его! — закри­чала на французском Любовь Ефимовна, когда ее пригласили на Лубянку и объявили о смерти Са­винкова». Шенталинский пишет: «В само­убийстве Савинкова вряд ли мож­но сомневаться. Убить его чекис­там, конечно, ничего не стоило. Но для этого они бы наверняка использовали другие, более лов­кие и тихие приемы. Только вот зачем им было его убивать? Опас­ности он уже не представлял. И живым — спеленатый лубян-скими стенами — был гораздо нужнее. Мог еще не раз послу­жить — как свидетель, как экспе­рт. Помочь в какой-нибудь оче­редной операции. Наконец, напи­сать несколько новых пропагандистских книг». И хотя некоторые историки выражают сомнение во «внезап­ном страхе высоты», неожиданно открывшемся у знаменитого тер­рориста, на счету которого было не одно дерзкое убийство, боль­шинство людей все же признают подобный страх довольно частым явлением в жизни. Чтобы убедить­ся в этом, достаточно выйти на балкон высотного здания и по­смотреть вниз. Любой человек (ес­ли он не профессиональный ска­лолаз или парашютист) почувству­ет неприятный холодок в груди и легкую тошноту от вида бездны, раскрывающейся под ногами. Я помню, как в студенческие годы среди моих друзей-альпинистов была в ходу привычка: хорошень­ко выпив, забираться на крыши девятиэтажек и сидеть там на парапете, свесив ноги вниз. Од­нажды и я, будучи в легком подпи­тии, провел так вечер и, рассмат­ривая с тридцатиметровой высоты панораму ночного города, нашел это занятие увлекательным и весь­ма возбуждающим. Однако, про­ходя мимо этого дома на следую­щий день уже в трезвом состоя­нии, я взглянул наверх и дал себе слово больше не совершать таких глупостей. То, что в пьяном виде лишь приятно щекотало нервы, на трезвую голову вызывало страх. Страх бездарно умереть в начале Главный русский террорист Борис Савинков. жизненного пути. Кстати, через полтора месяца один парень из этой компании от случайного толч­ка соседа свалился с крыши на ко­зырек расположенного на первом этаже гастронома и погиб. После этого случая «посиделки на кры­ше» сами собой сошли на нет. К страху высоты близко при­мыкает страх глубины, который иногда обозначают, как страх во­ды. Скрытым, длительным стра­хом перед водой страдал, напри­мер, советский писатель М. Зо­щенко. Жан Делюмо в своей книге «Ужасы на Западе» пишет, что мо­ре — это такое пространство, где всегда можно найти проявления страха без всяких прикрытий, так сказать «в чистом виде». Этот французский историк приводит выдержку из старинной книги, из­данной в 1600 году в портовом го­роде Руане: «Конечно, многие опасности грозят человеческой жизни. Но самые большие, самые частые и постоянные опасности подстерегают того, кто путешест­вует по морю. Они многочислен­ные и разные, ужасные и неотвра­тимые, всеобщие и каждодневные. Каждую минуту они грозят смер­тью, и нет никакой уверенности остаться в живых...» Сам Делюмо отмечает, что гибель в море в средние века считалась неестест­венной смертью, ибо мрачная вод­ная стихия со времен античности воспринималась «антиэлементом, отрицательной величиной, местом погибели». Не надо думать, что страх пе­ред морем был характерен только для прошлых веков, а сейчас, с прогрессом техники, он исчез. Са­мые совершенные морские лайне­ры не могут гарантировать своим пассажирам полную безопасность. После триумфального показа гол­ливудского «Титаника» все вспом­нили и заговорили о трагических событиях начала века, а катастро­фы последних лет (вам что-нибудь говорят имена кораблей «Адмирал Нахимов» или «Александр Суво­ров»? А ведь за ними стоят сотни погибших россиян!) мы почему-то забываем гораздо легче. Возмож­но, срабатывает «психологическая защита», чтобы не испытывать от­чаянного страха перед морскими путешествиями. Совсем близкий по времени пример — гибель пас­сажирского парома «Эстония» в 1996 году. Результат — около девя­тисот погибших (утонувших или умерших от переохлаждения). Спа­сенные же люди испытали силь­нейшую психологическую травму, в результате которой на многие годы у них сформировался невро­тический страх перед морем. Фин­ские психологи, работавшие со спасенными пассажирами, выяви­ли у большинства исследованных пациентов симптомы повышен­ной тревожности и выраженного испуга, проявлявшиеся особенно сильно в ночное время суток. У> 15 процентов развились острые спе­цифические фобии (боязнь темно­ты и замкнутых помещений), а 50 процентов опрошенных заявили, что не смогут в будущем совер­шать морские путешествия. Ко второй группе фобий, по классификации Карвасарского, относятся так называемые социо-фобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх пуб­личных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии по­сторонних (например, выйти из-за стола в туалет) и многие другие столь же нелепые, по мнению ок­ружающих, и столь же драматич­ные для их носителей боязни. На­пример, как утверждает легенда, знаменитый датский астроном XVI века Тихо Браге умер от вос­паления мочевого пузыря, потому что не вышел вовремя в туалет во время пира. Он отличался особой щепетильностью в вопросах чести и не раз вступал в дуэли, отстаивая свое достоинство. В то же время он очень боялся насмешек окру­жающих, и эта боязнь чрезвычай­но усилилась, когда после одной из таких дуэлей ему отрубили нос и он был вынужден носить специ­альный протез, сделанный из се­ребра. Во время праздничного за­столья он захотел выйти в туалет, но недруги астронома, которых у него было немало, стали издевать­ся по этому поводу. Тихо Браге испугался, что его сочтут слабым, и решил не вставать из-за стола. В результате мир лишился лучше­го астронома своего времени. К социофобиям относится весьма распространенный среди людей страх публичных выступле­ний, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит только от регулярной тренировки. Дейл Карнеги, автор мирового бестселлера «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на лю­дей, выступая публично», приво­дит в нем историю об одном из своих учеников. «Однажды один бруклинский врач, доктор Кертис, был пригла­шен на банкет, устроенный в честь бейсбольной команды. После того как были поданы кофе и орехи, некоторых почетных гостей по­просили «сказать несколько слов». И совершенно неожиданно, как снег на голову, на него обруши­лись слова распорядителя: — Сегодня здесь присутствует Тихо Браге. врач, и я попрошу доктора Керти-са рассказать нам об охране здоро­вья бейсболистов. Был ли он подготовлен для та­кого выступления? Конечно, был — он изучал гигиену и рабо­тал лечащим врачом почти треть века. Он мог бы, сидя в кресле, проговорить на эту тему хоть всю ночь с человеком, сидящим ря­дом. Но встать и то же самое ска­зать даже небольшой аудитории — было совсем другое дело. Это его парализовало, у него начались сердцебиение и перебои. Он ни­когда в жизни не выступал пуб­лично, и все мысли немедленно испарились из его головы. ' Что было делать? Присутст­вующие аплодировали, все на него смотрели. Он покачал головой, но это только усилило аплодисменты и просьбы. Возгласы «Доктор Кертис! Говорите! Говорите!» ста­новились все громче и настойчи­вее. Кертис пришел в подлинное отчаяние. Он знал, что не сможет выговорить и десятка фраз. Поэ­тому он встал, не проронив ни слова, повернулся спиной к своим друзьям и вышел из помещения с чувством страшного замешатель­ства и унижения». Далее Дейл Карнеги пишет, что после этого случая доктор Кертис записался на курсы ора­торского искусства и стал учиться выступать так же тщательно, как до этого занимался медициной. По признанию Карнеги, успех пре­взошел все ожидания. Уже через два месяца доктор стал лучшим оратором учебной группы, а через полгода его начали специально приглашать на различные меро­приятия. Один видный деятель республиканской партии даже предложил ему участвовать в из­бирательной кампании. Карнеги пишет: «Как был бы удивлен этот политический деятель, если бы узнал, что всего годом ранее этот оратор ушел с банкета, смущен­ный и пристыженный, потому что у него отнялся язык от страха перед аудиторией!» FC социофобиям по праву мож­но отнести и страх многих моло­дых парней познакомиться на ули-ие с понравившейся девушкой. Психолог Николай Козлов пишет по этому поводу: «Ситуация, конечно, глупая: толовой понимаешь все, а страш­но все равно. Чего, казалось бы, бояться сильному парню перед хрупкой девушкой, тем более если она кажется тебе не Бабой Ягой, а местным ангелом?! Но факт остается фактом вмес­те с дрожью в голосе и напряже­нием в теле. Если девушка нравит­ся, но опыта нет, и с чем, и как к ней подойти не знаешь, то подой­ти к ней — страшно. И не помнит этого страха (панического страха!) только тот, кто в этой ситуации не был». К третьей группе, по класси­фикации Карвасарского, относят­ся нозофобии — страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той<или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий. Французский историк Жан Делюмо в одной из своих книг приводит отрывок из старинной хроники, в которой речь идет о крайне выраженной нозофобии, охватившей населе­ние Франции во время эпидемии чумы в XVII веке: «Люди, незави­симо от положения и богатства, находятся под смертельной угро­зой. Страдают все — одни от бо­лезни, другие от страха, смерть или опасность подстерегают лю­дей на каждом шагу. Вчера ты рыл могилу, сегодня тебе роют могилу, а может статься, похоронят нас всех вместе в одной могиле. Люди опасаются всего, даже воздуха, которым дышат. Боятся мертвых, живых и самих себя, по­тому что смерть таится в одежде, которую они носят при жизни и которая служит им саваном по причине скоропостижной кончи­ны». Интересно отметить, что уже в эпоху Возрождения люди понима­ли, что страх болезни только уси­ливает ее и снижает шансы на вы­здоровление. Неизвестный фран­цузский лекарь XVII века из Оверни, записки которого дошли до наших дней, отмечал, что «све­дущие люди знают, что достаточно немного страха, чтобы болезнь проявила себя. Страх закрадывает­ся в сердце, человек считает себя слабым и не сопротивляется боль­ше яду болезни». Исследования психологов и врачей наших дней также подтверждают точку зрения, что оптимизм и положительный настрой уменьшают риск возник­новения простудных заболеваний во время эпидемий гриппа. К четвертой группе навязчивых страхов, по Карвасарскому, отно­сился танатофобия — страх смер­ти (о ней особо, в специальном разделе!), к пятой — различные сексуальные страхи, к шестой — страхи нанести вред себе или близким, к седьмой — «контраст­ные» фобии (например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитан­ного человека или страх «совер­шить что-то непристойное, гряз­ное» у священника во время бого­служения). И, наконец, восьмая группа страхов — это фобофобии, или, другими словами, страхи бо­яться чего-либо. Другие психиатры, например Сэдок и Каплан, предпочитают Эпидемия чумы в Лондоне. 1665 г. Из книги XVIII века. делить страхи на конструктив­ные — представляющие естествен­ный защитный механизм, помо­гающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и пато­логические. Последние являются неадекватным ответом на опреде­ленный стимул по интенсивности или длительности и часто приво­дят к ситуации психического не­здоровья. Можно еще делить страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, по другим признакам, и каждая такая классификация будет иметь преимущества и недо­статки. Но так как данная книга по своему характеру является на­учно-популярной, то я хочу пред­ложить свою классификацию, ко­нечно, далеко не идеальную, но вполне удобную для рассмотрения. Итак, разобьем все страхи на три группы: природные, социальные и внутренние. В первой группе бу­дут страхи, непосредственно свя­занные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опа­сения за изменение своего соци­ального статуса, третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной ос­новы для беспокойства. Исходя из этого принципа, страх пожара от­носится к первой категории, страх публичных выступлений — ко вто­рой, а страх привидений — к тре­тьей. Между тем имеются и про­межуточные формы страха, стоя­щие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх пауков. С одной стороны, сущест­вуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или даже смертелен, но шансы встретиться с ними в наших широ­тах минимальны, и люди боятся всех пауков, даже совершенно без­обидных. В подавляющем числе случаев люди боятся не конкрет­ного животного, а того страшного образа, который они сами же и со­здали в своем сознании еще в дет­стве. Поэтому данная фобия нахо­дится на границе первой и третьей группы страхов, а страх перед ми­лицией у некоторых людей — на границе первой и второй группы. Тем не менее, несмотря на несо- вершенство данной классифика­ции, я все же попробую описать наиболее часто встречающиеся страхи каждой группы.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 651 | Добавил: 007 | Рейтинг: 0.0/0
javascript://
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Самые популярные сайты
  • Психологическая Библиотека
  • Футбольные Новости
  • Поиск Работы
  • СПРАВОЧНИК
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024