Примечания для преподавателя / командира Настоящее руководство содержит материалы 4-х последовательных занятий. Они спланированы следующим образом: Занятие № 1 (для всего личного состава) Весь личный состав проходит подготовку и обучается более эффективному выявлению лиц с суицидальными тенденциями путем получения знаний о предупреждающих признаках, усугубляющих факторах самоубийства и симптомах депрессии. Кроме того, слушатели знакомятся с бытующими в обществе мифами (предрассудками) о самоубийстве, удерживающими людей от правильных превентивных действий. Занятие № 2 (для офицеров и младшего командного состава) Офицеры / младший командный состав - лица, к которым солдаты могут обращаться за помощью сами или направлять других, - обучаются и приобретают знания о суицидальном поведении, чтобы суметь при необходимости обеспечить эффективную помощь лицам с суицидальными тенденциями. Занятие № 3 (для заместителей командиров частей по воспитательной работе, психологов, медработников) Официальные ответственные лица приобретают навыки оценки суицидального риска и обучаются принимать правильные решения о том, направлять ли данного человека к специалистам для оказания им психологической или медицинской помощи. Занятие № 4 (для заместителей командиров частей по воспитательной работе, психологов, медработников) – повышенный уровень подготовки. Официальные ответственные лица приобретают сведения о политике и правилах оценки суицидального риска в армии (на примере армии США) и овладевают умениями осуществлять специализированную оценку суицидального риска. 6 Занятие № 1 (для всего личного состава) Тема: Превенция самоубийств: выявление лиц с суицидальными наклонностями. Целевая аудитория: Весь личный состав Задача: Помощь в выявлении военнослужащих с суицидальными тенденциями, в принятии необходимых мер превенции и направлении нуждающихся за помощью в соответствующие инстанции. Поддержка соответствующих позитивных действий. Практические учебные цели Участники приобретают умения: 1. Понимать модели возникновения суицида 2. Отвечать на общие вопросы о самоубийстве 3. Выявлять пусковые факторы самоубийства 4. Выявлять симптомы депрессии 5. Выявлять и критиковать мифы, касающиеся самоубийства 6. Выявлять предупреждающие признаки самоубийства 7.Предпринимать соответствующие действия по отношению к лицам из групп риска Методика проведения занятия: семинар, беседа, конференция Примечание для преподавателя: • Помните о том, что разговор на эмоционально значимую тему требует бережного и чуткого подхода. Следует учитывать, что аудитория обычно включает лиц, имевших определенное отношение к самоубийству, а некоторые слушатели, возможно, серьезно обдумывали самоубийство или предпринимали суицидальные попытки. Поэтому данную тему следует обсуждать, проявляя заботливое, участливое отношение к слушателям. Кроме того, данное занятие должно побудить военнослужащих подразделения к проявлению заботы о благополучии своих друзей, близких и сослуживцев. Еще одна задача преподавателя состоит в создании у слушателей установки на надежду и возможность позитивных изменений. • Когда задается вопрос, посвятите определенное время тому, чтобы получить ответы от слушателей прежде, чем продолжить занятие. • Не забудьте предварительно ознакомить аудиторию с основными пунктами плана