Страхов существует столько, что разобраться в них, так сказать, «разложить по полочкам» непросто. Существует много способов классифицировать их по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, — это так называемая классификация по фабуле страха. Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах. Пожалуй, широкой публике из этого ряда наиболее известна клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства. Она нередко возникает у шахтеров после обвалов, у подводников после аварий и может возникнуть даже в обыденной жизни (например, если человек надолго окажется запертым в кабине застрявшего лифта). Однако бывает и противоположное явление — некоторые люди пани- чески боятся открытых пространств. В тяжелой форме такое заболевание — агорафобия — может приводить к тому, что человек будет целый день сидеть дома и предпочтет голодать, нежели перейдет широкую площадь, чтобы купить себе еды. К этой же группе относят страх глубины и страх высоты. С последним страхом связана загадочная смерть самого знаменитого террориста первой половины XX века Бориса Савинкова. Как известно, он был обманом захвачен чекистами и посажен в тюрьму, но содержался в весьма мягких условиях, так как оказывал НКВД ценные услуги. Ему разрешали встречи с женой и даже выпускали на волю (конечно, под бдительным присмотром чекистов). Вот как рассказывает о его смерти публицист В. Шенталинский: «О том, что произошло дальше, мы узнаем со слов Сперанского, который был рядом с Савинковым весь этот день. Кое-что много лет спустя рассказала писателю Ардаматскому и Любовь Ефимовна (его секретарь и любовница). Утром она навестила Бориса Викторовича, весело обсуждала с ним фасон нового платья и очередной шляпки. А после того как она ушла, чекисты, видимо, чтобы подсластить горькую пилюлю, решили выполнить давнюю просьбу Савинкова — свозить его за город, подышать весной. В сопровождении тройки опекунов — Пузитского, Сперанского и Сыроежкина — он отправился на легковой машине на прогулку в Царицыно. Там, на одной из многочисленных конспиративных дач ОГПУ, Савинков якобы выпил коньяку и пошел размяться в парк. Переходя через высокий горбатый мостик, прыгнувший над бурлящим ручьем, он вдруг схватил за руку шедшего рядом Сперанского: — Уведите меня отсюда! Скорее!.. Потом, очень смущенный, он объяснил удивленным чекистам, что у него «боязнь пространства» и что на высоте у него всегда кружится голова и подкашиваются ноги. Такой болезнью Савинков действительно страдал, это подтверждают его родственники: Борис Викторович не боялся ничего, кроме высоты. Высота вызывала у него головокружение. Поздним вечером чекисты привезли Савинкова «домой». Они прошли в кабинет Пилляра на пятом этаже и там ждали конвоя, который бы увел заключенного в камеру. Пузитский звонил по телефону, Сперанский и Сыроежкин сидели — один на диване, другой в кресле, — а Савинков расхаживал по комнате. Собиралась гроза, было душно, и окно комнаты, выходящее во двор, держали распахнутым. Видимо, когда-то это была балконная дверь — подоконник отходил от пола сантиметров на двадцать. Дальнейшее произошло мгновенно. Савинков, подойдя к окну, посмотрел вниз и вдруг, покачнувшись и словно переломившись пополам, исчез... Никто из чекистов даже не успел шелохнуться. «Я приехал на Лубянку через час после случившегося, — рассказывал помощник прокурора республики Р. В. Катанян. — Несколько работников ОГПУ во главе с Дзержинским писали сообщение о смерти Савинкова для газет. Феликс Эдмундович подошел ко мне. Он сказал: «Савинков остался верен себе — прожил мутную, скандальную жизнь и так же мутно и скандально ее окончил». — Это неправда! Этого не может быть! Вы убили его! — закричала на французском Любовь Ефимовна, когда ее пригласили на Лубянку и объявили о смерти Савинкова». Шенталинский пишет: «В самоубийстве Савинкова вряд ли можно сомневаться. Убить его чекистам, конечно, ничего не стоило. Но для этого они бы наверняка использовали другие, более ловкие и тихие приемы. Только вот зачем им было его убивать? Опасности он уже не представлял. И живым — спеленатый лубян-скими стенами — был гораздо нужнее. Мог еще не раз послужить — как свидетель, как эксперт. Помочь в какой-нибудь очередной операции. Наконец, написать несколько новых пропагандистских книг». И хотя некоторые историки выражают сомнение во «внезапном страхе высоты», неожиданно открывшемся у знаменитого террориста, на счету которого было не одно дерзкое убийство, большинство людей все же признают подобный страх довольно частым явлением в жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на балкон высотного здания и посмотреть вниз. Любой человек (если он не профессиональный скалолаз или парашютист) почувствует неприятный холодок в груди и легкую тошноту от вида бездны, раскрывающейся под ногами. Я помню, как в студенческие годы среди моих друзей-альпинистов была в ходу привычка: хорошенько выпив, забираться на крыши девятиэтажек и сидеть там на парапете, свесив ноги вниз. Однажды и я, будучи в легком подпитии, провел так вечер и, рассматривая с тридцатиметровой высоты панораму ночного города, нашел это занятие увлекательным и весьма возбуждающим. Однако, проходя мимо этого дома на следующий день уже в трезвом состоянии, я взглянул наверх и дал себе слово больше не совершать таких глупостей. То, что в пьяном виде лишь приятно щекотало нервы, на трезвую голову вызывало страх. Страх бездарно умереть в начале Главный русский террорист Борис Савинков. жизненного пути. Кстати, через полтора месяца один парень из этой компании от случайного толчка соседа свалился с крыши на козырек расположенного на первом этаже гастронома и погиб. После этого случая «посиделки на крыше» сами собой сошли на нет. К страху высоты близко примыкает страх глубины, который иногда обозначают, как страх воды. Скрытым, длительным страхом перед водой страдал, например, советский писатель М. Зощенко. Жан Делюмо в своей книге «Ужасы на Западе» пишет, что море — это такое пространство, где всегда можно найти проявления страха без всяких прикрытий, так сказать «в чистом виде». Этот французский историк приводит выдержку из старинной книги, изданной в 1600 году в портовом городе Руане: «Конечно, многие опасности грозят человеческой жизни. Но самые большие, самые частые и постоянные опасности подстерегают того, кто путешествует по морю. Они многочисленные и разные, ужасные и неотвратимые, всеобщие и каждодневные. Каждую минуту они грозят смертью, и нет никакой уверенности остаться в живых...» Сам Делюмо отмечает, что гибель в море в средние века считалась неестественной смертью, ибо мрачная водная стихия со времен античности воспринималась «антиэлементом, отрицательной величиной, местом погибели». Не надо думать, что страх перед морем был характерен только для прошлых веков, а сейчас, с прогрессом техники, он исчез. Самые совершенные морские лайнеры не могут гарантировать своим пассажирам полную безопасность. После триумфального показа голливудского «Титаника» все вспомнили и заговорили о трагических событиях начала века, а катастрофы последних лет (вам что-нибудь говорят имена кораблей «Адмирал Нахимов» или «Александр Суворов»? А ведь за ними стоят сотни погибших россиян!) мы почему-то забываем гораздо легче. Возможно, срабатывает «психологическая защита», чтобы не испытывать отчаянного страха перед морскими путешествиями. Совсем близкий по времени пример — гибель пассажирского парома «Эстония» в 1996 году. Результат — около девятисот погибших (утонувших или умерших от переохлаждения). Спасенные же люди испытали сильнейшую психологическую травму, в результате которой на многие годы у них сформировался невротический страх перед морем. Финские психологи, работавшие со спасенными пассажирами, выявили у большинства исследованных пациентов симптомы повышенной тревожности и выраженного испуга, проявлявшиеся особенно сильно в ночное время суток. У> 15 процентов развились острые специфические фобии (боязнь темноты и замкнутых помещений), а 50 процентов опрошенных заявили, что не смогут в будущем совершать морские путешествия. Ко второй группе фобий, по классификации Карвасарского, относятся так называемые социо-фобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних (например, выйти из-за стола в туалет) и многие другие столь же нелепые, по мнению окружающих, и столь же драматичные для их носителей боязни. Например, как утверждает легенда, знаменитый датский астроном XVI века Тихо Браге умер от воспаления мочевого пузыря, потому что не вышел вовремя в туалет во время пира. Он отличался особой щепетильностью в вопросах чести и не раз вступал в дуэли, отстаивая свое достоинство. В то же время он очень боялся насмешек окружающих, и эта боязнь чрезвычайно усилилась, когда после одной из таких дуэлей ему отрубили нос и он был вынужден носить специальный протез, сделанный из серебра. Во время праздничного застолья он захотел выйти в туалет, но недруги астронома, которых у него было немало, стали издеваться по этому поводу. Тихо Браге испугался, что его сочтут слабым, и решил не вставать из-за стола. В результате мир лишился лучшего астронома своего времени. К социофобиям относится весьма распространенный среди людей страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит только от регулярной тренировки. Дейл Карнеги, автор мирового бестселлера «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», приводит в нем историю об одном из своих учеников. «Однажды один бруклинский врач, доктор Кертис, был приглашен на банкет, устроенный в честь бейсбольной команды. После того как были поданы кофе и орехи, некоторых почетных гостей попросили «сказать несколько слов». И совершенно неожиданно, как снег на голову, на него обрушились слова распорядителя: — Сегодня здесь присутствует Тихо Браге. врач, и я попрошу доктора Керти-са рассказать нам об охране здоровья бейсболистов. Был ли он подготовлен для такого выступления? Конечно, был — он изучал гигиену и работал лечащим врачом почти треть века. Он мог бы, сидя в кресле, проговорить на эту тему хоть всю ночь с человеком, сидящим рядом. Но встать и то же самое сказать даже небольшой аудитории — было совсем другое дело. Это его парализовало, у него начались сердцебиение и перебои. Он никогда в жизни не выступал публично, и все мысли немедленно испарились из его головы. ' Что было делать? Присутствующие аплодировали, все на него смотрели. Он покачал головой, но это только усилило аплодисменты и просьбы. Возгласы «Доктор Кертис! Говорите! Говорите!» становились все громче и настойчивее. Кертис пришел в подлинное отчаяние. Он знал, что не сможет выговорить и десятка фраз. Поэтому он встал, не проронив ни слова, повернулся спиной к своим друзьям и вышел из помещения с чувством страшного замешательства и унижения». Далее Дейл Карнеги пишет, что после этого случая доктор Кертис записался на курсы ораторского искусства и стал учиться выступать так же тщательно, как до этого занимался медициной. По признанию Карнеги, успех превзошел все ожидания. Уже через два месяца доктор стал лучшим оратором учебной группы, а через полгода его начали специально приглашать на различные мероприятия. Один видный деятель республиканской партии даже предложил ему участвовать в избирательной кампании. Карнеги пишет: «Как был бы удивлен этот политический деятель, если бы узнал, что всего годом ранее этот оратор ушел с банкета, смущенный и пристыженный, потому что у него отнялся язык от страха перед аудиторией!» FC социофобиям по праву можно отнести и страх многих молодых парней познакомиться на ули-ие с понравившейся девушкой. Психолог Николай Козлов пишет по этому поводу: «Ситуация, конечно, глупая: толовой понимаешь все, а страшно все равно. Чего, казалось бы, бояться сильному парню перед хрупкой девушкой, тем более если она кажется тебе не Бабой Ягой, а местным ангелом?! Но факт остается фактом вместе с дрожью в голосе и напряжением в теле. Если девушка нравится, но опыта нет, и с чем, и как к ней подойти не знаешь, то подойти к ней — страшно. И не помнит этого страха (панического страха!) только тот, кто в этой ситуации не был». К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии — страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той<или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий. Французский историк Жан Делюмо в одной из своих книг приводит отрывок из старинной хроники, в которой речь идет о крайне выраженной нозофобии, охватившей население Франции во время эпидемии чумы в XVII веке: «Люди, независимо от положения и богатства, находятся под смертельной угрозой. Страдают все — одни от болезни, другие от страха, смерть или опасность подстерегают людей на каждом шагу. Вчера ты рыл могилу, сегодня тебе роют могилу, а может статься, похоронят нас всех вместе в одной могиле. Люди опасаются всего, даже воздуха, которым дышат. Боятся мертвых, живых и самих себя, потому что смерть таится в одежде, которую они носят при жизни и которая служит им саваном по причине скоропостижной кончины». Интересно отметить, что уже в эпоху Возрождения люди понимали, что страх болезни только усиливает ее и снижает шансы на выздоровление. Неизвестный французский лекарь XVII века из Оверни, записки которого дошли до наших дней, отмечал, что «сведущие люди знают, что достаточно немного страха, чтобы болезнь проявила себя. Страх закрадывается в сердце, человек считает себя слабым и не сопротивляется больше яду болезни». Исследования психологов и врачей наших дней также подтверждают точку зрения, что оптимизм и положительный настрой уменьшают риск возникновения простудных заболеваний во время эпидемий гриппа. К четвертой группе навязчивых страхов, по Карвасарскому, относился танатофобия — страх смерти (о ней особо, в специальном разделе!), к пятой — различные сексуальные страхи, к шестой — страхи нанести вред себе или близким, к седьмой — «контрастные» фобии (например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх «совершить что-то непристойное, грязное» у священника во время богослужения). И, наконец, восьмая группа страхов — это фобофобии, или, другими словами, страхи бояться чего-либо. Другие психиатры, например Сэдок и Каплан, предпочитают Эпидемия чумы в Лондоне. 1665 г. Из книги XVIII века. делить страхи на конструктивные — представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические. Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья. Можно еще делить страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, по другим признакам, и каждая такая классификация будет иметь преимущества и недостатки. Но так как данная книга по своему характеру является научно-популярной, то я хочу предложить свою классификацию, конечно, далеко не идеальную, но вполне удобную для рассмотрения. Итак, разобьем все страхи на три группы: природные, социальные и внутренние. В первой группе будут страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы для беспокойства. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх привидений — к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх пауков. С одной стороны, существуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или даже смертелен, но шансы встретиться с ними в наших широтах минимальны, и люди боятся всех пауков, даже совершенно безобидных. В подавляющем числе случаев люди боятся не конкретного животного, а того страшного образа, который они сами же и создали в своем сознании еще в детстве. Поэтому данная фобия находится на границе первой и третьей группы страхов, а страх перед милицией у некоторых людей — на границе первой и второй группы. Тем не менее, несмотря на несо- вершенство данной классификации, я все же попробую описать наиболее часто встречающиеся страхи каждой группы. 1.2. «ПРИРОДНЫЕ» СТРАХИ 1.2.1. Атмосферные явления Трус чаще умирает от грома, чем от молнии. В. Брусков Страх грома и молний относится к наиболее древним страхам человечества. Любое живое существо боится сильных звуков и ярких вспышек, и в этом отношении равны и царь зверей — лев, и полевая мышь. Этот страх заложен эволюцией в мозг животных на уровне врожденного инстинкта, и человек здесь не является исключением. Более того, получив разум и постоянно пытаясь понять и объяснить окружающий мир, многие века человек совершенно не мог раскрыть природу грозы. Самое простое и понятное объяснение, приходившее людям в голову, состояло в том, что гроза — это гнев богов. Недаром верховным божеством древних греков являлся Зевс-громовержец. Подобные представления можно встретить у многих народов Земли. Наши исследования показали, что и в настоящее время страх грозы продолжает оставаться актуальным для многих людей, обгоняя по значимости такие боязни, как страх темноты или страх смерти. Лев Николаевич Толстой в автобиографической повести «От- рочество» писал: «Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха». В этом произведении он мастерски описывает, как по мере приближения грозы меняется настроение людей и животных, как она влияет на эмоциональное состояние, вызывая необъяснимый, почти панический страх: «Люди при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся, лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катится по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. <...> В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! <...> Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы, но когда при- Смергь Рихмана от шаровой молнии. шла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, и я уверен, что умер бы от волнения». С открытием электричества люди начали догадываться, что ужасная молния, в мгновение ока Самое известное изображение Франклина испепеляющая жилища и вековые деревья, по своей сути есть не более чем гигантский электрический разряд между заряженным облаком и землей. В глазах ученых исчезла мистическая составляющая грозы, и из «гнева божьего» она стала пусть и опасйым, но все же понятным сознанию природным явлением. Правда, исследование грозы было делом достаточно рискованным. Близкий друг Ломоносова, академик Георг Рих-ман, погиб от шаровой молнии во время опытов по исследованию атмосферного электричества. Здесь следует обратить внимание на одно важное для нашей книги обстоятельство: азарт исследователя лишает человека страха! Ученый, стремящийся познать тайны природы, гораздо меньше боится реальных и выдуманных опасностей, чем обычный человек. Именно поэтому Рихман не боялся грозы, Курчатов смело вошел в эпицентр ядерного взрыва, а Петтенкофер выпил раствор с холерными вибрионами. Но простые люди, даже узнав из умных книжек, что гроза — это вид электричества, все равно боялись ее пугающей силы, запросто сжигающей дома. Защитить жили-ше от молнии смог человек, лицо которого известно каждому россиянину. Наверное, все из нас с почтением держали в руках его портрет, но мало кто. знает, что именно Бенджамин Франклин придумал громоотвод и тем самым спас жизнь и имущество сотням тысяч людей во всем мире! 1.2.2. Астрономические явления Комета — это лохматая звездная кошка, на которую люди издавна привыкли сваливать причины своих собственных бед. Гвндо дель Рэй К числу природных явлений, в древности внушавших людям сильнейший страх, относились солнечные затмения. Эти явления происходили чрезвычайно редко — полное солнечное затмение в каждой точке Земли бывает лишь один-два раза в столетие, и начало его всегда неожиданно для не посвященного в тайны астрономии человека. Понятно, что внезапное исчезновение солнца при ясном небе вызывало у людей панический ужас, поскольку воспринималось как конец света. Это мы с вами знаем из школьного курса астрономии, что полное затмение длится всего лишь несколько минут, но в прежние времена внезапное наступление мрака воспринималось как окончательное явление. Этим всеобщим ужасом с успехом пользовались жрецы и астрономы, извлекающие из паники народа и своих тайных знаний вполне ощутимую выгоду. Вот как описывает подобную ситуацию Б. Прус в своем романе «Фараон»: «Стоявшая кругом толпа ревела, как буря. Кое-где отрывались от нее небольшие группы и присоединялись к осаждающим, пока наконец вся она не придвинулась к храму. Несмотря на полдень, тьма сгущалась. В садах храма Птаха запели петухи. Но ярость толпы уже была так велика, что мало кто замечал эти перемены. — Смотрите, — взывал какой-то нищий, — вот приближается день суда. Боги... Он хотел продолжить, но, получив удар дубинкой по голове, упал на месте. На стены храма стали карабкаться голые, но вооруженные фигуры. Офицеры отдали команду приготовиться к атаке в уверенности, что скоро придется поддержать штурм толпы. — Что это значит? — перешептывались солдаты, поглядывая на небо. — Нет ни одной тучки, а кругом — точно гроза. — Бей, ломай! — кричали у ворот храма. Удары бревен в ворота участились. В эту минуту на террасе, возвышавшейся над воротами, появился Херихор, окруженный свитой жрецов и светских сановников. Верховный жрец был в золотом облачении и в митре Аменхотепа, обвитой царским уреем. Херихор посмотрел на необозримую толпу народа, окружавшую храм, и, обращаясь к ней, сказал: — Кто бы вы ни были, истинно верующие или язычники, именем богов приказываю вам оставить храм... Шум толпы внезапно стих, и слышны были только удары бревен о бронзовые створы, но вскоре и они прекратились. — Откройте ворота! — вос- кликнул снизу великан. — Мы хотим проверить, не замышляете ли вы измены против нашего государя. — Сын мой, — сказал Херихор. — Пади ниц и моли богов, чтобы они простили тебе твое кощунство. Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец воскликнул: — Боги, под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы. Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку: — Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдет на землю тьма. И свершилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость. При последнем стало темно, как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня. Неистовый крик вырвался из многих тысяч грудей. Штурмовавшие ворога бросили бревна, крестьяне пали наземь... — Настал день суда и смерти, — послышался стонущий голос в конце улицы. — Боги! Пощадите! Святой муж, отврати от нас беду! — завопила толпа. — Горе солдатам, исполняющим приказание безбожных начальников! — возгласил громкий голос из храма. Люди пытаются отогнать «чудовище», пожирающее Солнце (со старинной гравюры). В ответ на это весь народ пал ниц, а в двух полках, стоявших перед храмом, возникло замешательство. Ряды расстроились, солдаты бросили оружие и без памяти бросились к реке. Одни натыкались в темноте на стены домов и разбивали головы, другие падали на мостовую под ноги своих же товарищей. Спустя несколько минут вместо сомкнутых колонн на площади остались лишь брошенные в беспорядке копья и секиры, а у входов в переулки лежали груды раненых и трупов». Но не только древние египтяне боялись солнечных затмений, неожиданное и таинственное исчезновение светила вызывало панический страх у людей и в более поздние времена. В угасании солнца среди бела дня они видели проявление неведомых, сверхъестественных сил. У восточных народов существовало поверье, что во время затмения некое злое чу-Довище-дракон пожирает солнце. В древнем Китае во время солнечных затмений жители, чтобы ото- гнать дракона и освободить солнце, били в барабаны, встречали затмение солнца звуками гонга, звоном колокольчиков, пели молитвы. В древнерусской летописи описывается затмение 1185 года, которое было полным в Новгороде и Ярославле. Князь Игорь со своей дружиной находился в это время на реке Донце, где затмение было частичным. В летописи указывается, что затмение оказалось причиной поражения Игоря в битве с половцами. Конечно, не затмение привело князя к поражению, а феодальная раздробленность Руси и междуусобица среди князей, вследствие которой половцы с легкостью побеждали выступавшие порознь немногочисленные отряди русских. Много позже, в 1887 году писатель В. Г. Короленко наблюдал, как солнечное затмение вызвало большой страх среди жителей приволжского городка Юрьевец. В своем правдивом рассказе «На затмении» он описал невежество, страх и панику людей, видевших это явление: «Ожидалось полное солнечное затмение 7 августа 1887 года. Собралось много народу: шум, беспокойство, выкрики испуга и страха. Один старик начал внимательно, почти все время смотреть на солнце из-под козырька фуражки и из-под руки. Вдруг по его лицу пробегает точно судорога. Не то испуг, не то глубокое огорчение: «Господи, Иисусе Христе, царица небесная, спаси нас грешных». Старики вздыхают, старухи как-то истерически ахают, многие вскрикивают и стонут точно от сильной боли. Осталась ничтожная искорка солнца, горящая как последняя забытая свечка в огромном мире. Но вот искра исчезла и погасла, и вместе с тем полилась на землю густая тьма. Я оглянулся на толпу, в ней царило гробовое молчание. А вверху... круглое, темное, враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце. Со всех сторон слышались вопли: — Владычица святая, не оставь нас... — Господь батюшка, помилуй нас грешных и спаси. Несколько старушек с криками ужаса набегают на меня. — Куда вы, бабушки? — Домой, родимый, домой, помирать надо. Всем помирать с детками. Рослый рабочий, угрюмо смотря на всех, говорит: — Шутка ли, Господь знамение посылает, а они, астрономы, с трубами в небо. А вдруг Господь обидится на это да полыхнет мо-лоньей сюда за это. Разломать надо все эти трубы». После затмений вторым по силе небесным явлением, внушающим народу ужас, были кометы, периодически прилетавшие к нашей планете из глубин космоса. Так как войны на Земле велись практически постоянно, неурожай и голод были привычным явлением, а эпидемии периодически опустошали города и села, люди свя- зывали эти беды с косматыми звездными скитальцами и дрожали от одного их вида. Вот какие заметки относительно страха людей перед кометами пришли к нам из глубины веков. Римский ученый III века н. э. Дион Кассий писал: «Незадолго до смерти императора Макрина ужасная звезда далеко простирала свои лучи с запада на восток и много ночей подряд являлась нашему взору, вселяя всевозможные опасения». Как известно, у самого императора после появления кометы дела пошли из рук вон плохо: он был убит гвардейцами, которые незадолго до этого возвели его на престол. Неизвестный средневековый астроном пишет: «На Пасхе появилась в созвездии Девы комета, которая в двадцать пять дней пробежала созвездие Льва, Рака, Близнецов и развила в созвездии Тельца, у ног Возничего, длинный хвост. Король Людвиг Кроткий, кот"орото еше звали Благочестивым, убежденный, что кометы предвещают смерть великих людей, призвал меня в Аахен и спрашивал о значении этого ужасного знамения, потому что я изучал небо. И я пытался разуверить его, указывая на слова Писания: «Не бойтесь знамений неба». — «Я не боюсь их, — возразил мне этот благочестивый монарх... Господь, без сомнения, указывает мне, что я должен готовиться к смерти». Через два года после этого Людвиг Благочестивый передал свое королевство детям и умер. Так «видели» кометы люди в средние века (изображение кометы. 1744 г.).
|